китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Простота чая
(переоценка отношения к китайскому чаю)

Илья Бадуров, вернувшийся весной из трёхмесячной поездки по Китаю, посетивший Юньнань, привёз много рассказов, в частности, рассказов об отношении китайцев к чаю. Эти впечатления хорошо легли на мои внутренние искания, требующие другого, более простого и настоящего взаимодействия с чаем, чем это было во времена Чайных Клубов.

По рассказам Ильи, чай для китайцев - это сельскохозяйственный продукт, как для нас картошка или огурцы. И поэтому отношение к нему потребительское - его просто пьют!

Так же как в России едят огурцы, не задумываясь о названии сорта, месте выращивания, даты сбора. Просто подходишь к овощной лавке, смотришь на несколько видов - одним нравятся маленькие с пупырышками, другим длинные и гладкие. Вид, вкус - вот главный критерий выбора!

чай из кувшина в юньнаньской деревне

Нет никаких разговоров о воздействии огурцов на организм, хотя оно однозначно есть, и его можно описать, рассказать, что "свежесть и сочность наполнят вас в этот жаркий день"... Но об этом никто не говорит, потому что описание качеств, свойственных огурцу, итак известно каждому из нас.

Так же в Китае относятся к чаю. Редко кто из китайцев начинает рассказывать о своих чайных ощущениях. Обычно это описание вкуса. А если и говорят, то это обычно творческие люди, да и то скажут какую-нибудь известную фразу про чай (например, "Чай - опьяняет человека") - и всё!

Илья заваривает в кувшине

Есть, конечно, в Китае и чайные профессионалы, которые выращивают чай, исследуют, продают его. Но они тоже делают акценты на технические моменты: размер листа, вид деревьев, время сбора, вкус, послевкусие, "чайное дно". А ни о каком "волшебстве" речи нет. Не то, чтобы его нет вообще. Всё есть, и воздействие, и состояние, но об этом не говорят, как не говорят у нас о воздействии огурцов...

Вот директор чайного завода Мин Кан так выражает своё отношение к чаю:
"Чай живёт в моём сердце, а руки и голова делают дело".

на заводе Мин Кан

Откуда же пошла вся эта "сказочная история" про китайский чай?
Такое, более внимательное отношение к чаю было сформировано в конце 20 века Чайными Клубами. Новая чайная культура вошла в Россию на волне увлечения эзотеризмом, неким видом романтизма, помогающим оторваться от тяжёлой реальности 90-х годов.

Я и сам работал в Чайных Клубах, создавал и популяризировал мифы и сказания о необычности этого "нового" чая, о важности внимательности, ритуального с ним взаимодействия. Сейчас я понимаю, что, во-первых, это оправдывало сильно завышенные цены на чай (именно тогда простой китайский чай стал дорогим), а во-вторых, решало свои, совершенно не имеющие отношения к чайной культуре, цели. Цели, более близкие к семинарам саморазвития, исследованием воздействия идей на массы, а чай стал лишь хорошим, доступным инструментом в этом процессе.

зрители

Хотя чай и раньше был для русских экзотикой, заморским дорогим продуктом, но за последние 150 лет, с развитием железных дорог, с началом выращивания чая на территории СССР, чай подешевел и стал неотъемлемой частью русской культуры: с самоварами, чашками с блюдцами или стаканами с подстаканниками и, конечно же, долгими душевными разговорами.

Поэтому новая волна "коллекционного китайского чая", запущенная Чайными Клубами, с одной стороны, не являлась китайской волной (хотя и заимствовала основные формы, но несла другое содержание, непонятное и непринимаемое китайцами), она не была и продолжением русской традиции - потому не была принята общей массой народа, а стала лишь необычной экзотической формой, в которую играют странные эзотерики. Получился чай не для жизни, а для "побывать на китайской чайной церемонии".

юньнаньская чайная церемония

А что же нужно русскому человеку?
Наверное, та же простота отношения к чаю, что и в Китае, достаточная дешевизна (доступность), да и привычный вкус. Хотя ко вкусу можно и привыкнуть. В городе Осташков, например, Пуэр со своим новым для местных жителей вкусом достаточно хорошо конкурировал с привычным уже чаем в пакетиках.

А уже что делать с этим чаем, как превратить заваривание чая в настоящее действо, когда все люди объединяются в общем поле - этому учить не надо, это заложено у каждого внутри с детства. И у каждого есть свои маленькие секреты, способы, мелочи, которые и создают свой особенный чай!

на заводе Мин Кан

Вообще культура (в частности и чайная) создаётся этими мелочами. А культурный человек - это тот, кто замечает эти мелочи и понимает их значимость.

И очень странно выглядит "чайный мастер", съевший только что гамбургер и от скуки читавший бульварную прессу, но теперь сидящий в розовых пластиковых тапочках и рассказывающий тебе о тонких состояниях от "шестисотого" Те Гуаньиня и сказочные истории про Китай, в котором не был. Это вопиющее несоответствие можно было видеть на последних этапах, кажется, уже почивших Чайных Клубов.

праздник в Мэн Хае

Чайная церемония - это театр, где должен быть хороший актёр, чтобы впечатлить и заворожить зрителей. Но это не имеет отношения к жизни. Глупо смотреть каждый день спектакль под названием "чайная церемония".
Жизнь требует простоты и естественного соответствия форм внутренним потребностям человека. Кому-то чай в кружке, кому-то самовар на дровах, кому-то китайские чайные парочки...

Уровень человека (образованность, социальное положение, чувствительность и темперамент) должен соответствовать уровню чая и атмосфере его употребления. Коллекционные, единичные сорта чая (собранные с одного куста, в лучший день, выдержанные в специальных условиях и т.д.) должны попадать к ценителям и коллекционерам, могущим позволить себе заваривать его в авторских чайниках из исинской глины, сидя в специально построенном для этого чайном домике. А простой человек должен пить простой качественный чай в обычной посуде!

жители юньнаньской деревни

И если честно посмотреть на себя, то я не являюсь слишком изысканным человеком. Мои деды пахали землю, родители учились в городе и я ближе к земле и простоте крестьянской деревни, чем к часто бесполезным городским изыскам. Просто я люблю пить чай, чтоб занять себя чем-то и немного взбодриться в мире привычной бытовухи. И большинство народа такие же! Хоть и нарядились в модные заморские одежды, да обвешались разными техническими устройствами, но в большинстве случаев не отличаются тонкостью восприятия, а требуют лишь крепкий вкусный чай без всяких церемоний!

юньнаньская деревня

В связи со всем вышесказанным, в последнее время у меня сформировалось новое отношение к чаю и процессу его употребления, от "сказочного" перешло к простому, настоящему.
Просто хороший чай (свежий, красивый и вкусный!), просто бросить его в чайник, термос или кружку, просто посидеть в тишине или поболтать с друзьями... Без мистики, не надувая щёк " чайного мастера", не неся "знания о чае", не создавая "волшебного состояния"... Просто вкусный чай для жизни!

А то, что внутри человека - это интимно, это его переживания, которые никто кроме него не поймёт и не прочувствует. Они лишь иногда вырываются словами: "вкусненько", "божественный аромат", "классный чай" или "что-то не очень..."
И так легко начать описывать свои ощущения, сделать из них ещё одну сказку про чай, оторванную от реальности, обыграть и высосать из пальца миф про волшебную силу "московских огурцов". Этим можно заворожить людей и даже продать целую тонну огурцов! Но это будут лишь слова...
А чай, огурцы остались такими же, как и были. И чтобы понять их - надо просто попробовать: они либо нравятся, либо нет! Как часто отвечают китайцы: "Зачем о чае говорить? Попробуй его, и всё сам поймёшь!"

эзотерика должна быть внутри!

Я больше не хочу говорить о чае, о собственных ощущениях от него, каждый находится в своей точке восприятия и взаимодействия с чаем. Пусть каждый пьёт чай и осознаёт то, что может осознать, развивает свою чувствительность, внимательность и внутреннюю культуру. Этому не научишь, это приходит лишь с собственным опытом, с множеством приготовленных и выпитых чашек чая.

А чайные школы, церемонии, книги дают лишь направление, но не глубину познания чая. Если человек слепо копирует какие-то формы, и лишь говорит чужими словами, то он создаёт "волшебную сказку", сильно оторванную от настоящей жизни. Это как вся вырвавшаяся наружу эзотерическая волна, которая учит "правильно жить", но в реальной жизни всё равно опираешься на свой настоящий внутренний мир.
Эзотерика (как и следует из самого слова) должна быть внутри!
А чай - просто чаем!

Василий. 22.07.2009

На странице использованы фотографии Андрея Машкина
из путешествия в Юньнань с Ильёй Бадуровым весной 2009 года.

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы