китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Чаупар
(правила древней индийской настольной игры)

Для игры необходимо: расчерченное поле (или вышивка на ткани),
4 комплекта фишек разного цвета по 6 штук и два игральных кубика.
Играют 4 человека (можно играть вдвоём, тогда каждый игрок ходит по очереди за двоих: один за синих и красных, другой за зелёных и жёлтых). Продолжительность игры 30-60 минут.

чаупар

Цель игры:
Каждый игрок по очереди кидает кубики и двигает свои фишки на выпавшее количество шагов. Движение происходит по часовой стрелке: начиная из "дома" нужно провести каждую из 6 фишек по внешней стороне креста и выстроить их в центральной линии. Побеждает тот, кто сделает это первым.

чаупар

Начало игры:
Чтобы начать игру, вывести фишку из "дома", необходимо выбросить хотя бы одним кубиком "единицу". Поэтому не важно кто первый ходит, так как не всегда с первого раза удаётся выбросить цифру "1". Единица позволяет выставить фишку из "дома" на первую клетку, а потом уже ходить на то число клеток, что выпало на втором кубике.
На фото ниже зелёные пошли 1:1, синие выбросили 1:2, жёлтые сходили 1:5, а красные 1:6.

чаупар

Шаги:
Игроки по очереди кидают кубики и двигают свои фишки на выпавшее количество клеток. Можно пойти одной фишкой на общую сумму с двух кубиков, а можно пойти одной фишкой на число с одного кубика и другой фишкой - с другого кубика.
Если на пути фишки стоит фишка противника или своя, то этот ход сделать невозможно - перепрыгнуть нельзя! Придётся ходить другой своей фишкой, а если таких нет, то просто пропускать ход.
Если путь свободен, но точно заканчивается на клетке, где стоит фишка противника, то эта фишка "съедается": она возвращается в свой "дом" и должна начать игру сначала.
На фото внизу, при выпадении кубиков 3:5, синие могут пойти на 8 клеток только одной фишкой, жёлтые стоят (им некуда идти), зелёные ходят одной фишкой на 3 клетки, а второй на 5. А у красных много вариантов: можно либо пойти одной на 8 клеток, либо одной на 3, а второй на 5, либо вообще съесть синюю фишку.

чаупар

Если игрок выбрасывает комбинацию цифр 1:1 или 6:6, то ему предоставляется возможность сделать повторный бросок и ход.

"Храм" и "Яма":
На поле есть дополнительные клетки-карманы. Те, которые ближе к центру - называются "храмом", а которые ближе к краю - "ямы".
Если фишка игрока попадает на одну из этих клеток, то она сдвигается в этот карман, как бы прячется, её невозможно съесть и другие фишки проходят мимо неё.
Чтобы выйти из "храма", нужно просто сдвинуть фишку назад на общий путь и ходить как обычно. Чтобы выйти из "ямы", необходимо выбросить "6" одним из кубиков - это плата за выход на общий путь, а потом уже сделать ход на количество очков второго кубика. Без шестёрки невозможно выйти из "ямы"!
На фото внизу: при броске 6:3 зелёная фишка выходит из "храма", делая 9 шагов, а красная при таком броске, выходя из "ямы", платит 6 за выход и ходит на 3 клетки.

чаупар

В "храмах" и "ямах" может находиться неограниченное количество фишек. Они безмерны!

"Портал":
У каждого игрока есть одна клетка, находящаяся в центральном квадрате, которая ближе всего к его "дому". Она называется "портал" и позволяет быстрее перемещаться по пути. Если вы поставили свою фишку в свой "портал", то в следующий ваш ход при выпадении на кубике "1" фишка перелетает в ближайший центральный квадрат, при выпадении "3" - она летит по диагонали, а при "6" вы перелетаете в последнюю клетку центрального квадрата, тем самым максимально сокращая свой путь к цели.

чаупар

Правило "длинного хода":
Каждый игрок должен сделать максимально возможный ход по длине шагов, даже если ему это и не выгодно.
Самым длинным считается перелёт через "портал", так что он делается обязательно (если есть место).
На картинке ниже при кубиках 1:6 первая зелёная фишка может сделать только ход 1 (и остаться в "портале"), но есть более длинный ход - выйти второй фишкой из "ямы" - его и надо делать.
Синие тоже могут сделать только шаг на одну клетку, но у них есть более длинный ход - вывести новую фишку!
Жёлтые сначала должны перелететь в портале на 6, а потом любой из фишек сделать шаг на 1 клетку.
Красные должны съесть жёлтую фишку через 6 клеток и пойти любой ещё на 1 клетку.

чаупар

Про историю возникновения игры и её вариантах можно почитать здесь.

Если возникают вопросы, можно писать Василию.

Василий Савинков. 26.03.2020

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы