китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Пекинские встречи с Гу Цином

Василий: Ты только что вернулся из Пекина, прожив там три месяца. Расскажи о своих встречах с Гу Цином.
Илья: Во-первых, мы попали на фестиваль молодых исполнителей. Помнишь, когда мы с тобой в мае в музыкальном магазинчике случайно взяли газету, а потом в Москве Маруся случайно увидела в ней объявление про этот конкурс, а затем ещё случайно познакомились с Ли Фэн Юнь, которая была одним из устроителей конкурса. Поэтому оказавшись в Китае, мы, конечно, пошли посмотреть на мэтров.фото с великими
На самом деле исполнителей на Гу Цине очень не много, инструмент издревле считался принадлежностью очень высокообразованых людей, которых всегда было не много и поэтому среди народа он не пользуется популярностью, считается очень сложным и элитарным. Эр Ху, Гу Чжэнь (который называют китайским пианино) - это нормально, а Цинь - это сложно, только самые продвинутые люди могут на нём играть. Поэтому их очень немного, они друг друга знают, плотно общаются и всегда заинтересованы в продвижении этого дела: как с точки зрения культуры (развенчание этого мифа, что может играть лишь только нереально образованный человек), так и просто ради популяризации.
Как только устраивается такое действие, естественно должны быть мэтры, иначе стимул какой?.. Ещё же соревнуются ученики, естественно учителя приезжают. Плюс возможность найти себе хорошего ученика. Найти себе хорошего ученика возможно даже сложнее чем учителя.
Поэтому все мэтры прибыли.
Василий: Ну а кто там был?
Илья: Во-первых там был Ли Сян Тин из Пекина, очень известный, можно сказать №1, профессор Пекинской консерватории. Был Гун И - из Шанхая, тоже очень известный исполнитель, ещё очень приятный дядечка - зовут Ли Юй Сянь, он однокурсник Гун И, но не столь известен и ещё было несколько человек: из Ченду один, ещё откуда-то. Плюс приглашала их всех Ли Фэн Юнь наша знакомая, которую мы у Витьки на "Чайном Этаже" слушали. Она председатель общества изучения Гу Циня Тяньцзиньской консерватории. Она однокурсница Гун И и ученица Ли Сян Тина. Они все знакомы и хорошие друзья, что сыграло очень положительную роль. Мы сразу же познакомился с Ли Сян Тином, Гун И, с ними сфотографировались...

победительница конкурсаБыло конечно очень здорово!
Большая чайная, с большим залом, где стоят столы, маленькая сцена. Полный зал народа, человек 100, в основном это были родители выступающих - нельзя сказать, что это шумное событие вселенского масштаба, нет... Но зато девчонки, 10-12 лет, в красивых костюмах, поразили меня очень профессиональным уровнем игры - нереально! Вышла одна девочка (лет дести), я думал, что сейчас будет "струны дёргать", а она как уселась, как сыграла Сяо Сян Шуй Юнь (а это очень сложная композиция по исполнению) - я вообще там обомлел!
А второе, что меня порадовало - формат конкурса был такой, сначала исполняют мелодию, а потом тянут билет и отвечают на вопрос. Причём вопросы там такие: "В династию Тан самый известный поэт?", и хорошо бы процитировать его. Или, что такое Тай Цзи Ту, или Ба Гуа? Весьма недетские вопросы! Общеобразовательные, культурные вопросы. Плюс учитывались другие способности - рисуешь, балы добавляются, кто пел, танцевал, на флейте играл. Одной девчонке выпало стих написать на заданную тему - справилась! Некий общий культурный уровень выяснялся участников. Очень здорово! Гун И играет на конкурсе

На второй день - вышли мэтры и каждый исполнял по мелодии, и Ли Сян Тин являясь специалистом по Цзи Синь Янь Цзоу - импровизациям, говорит задайте мне какую-нибудь тему. Ведущий говорит - вот все желающие предложат, а потом проголосуем за одну. А накануне один из Циньщиков - Ли Юй Сянь из Фуцзяни написал мне каллиграфию "Ча Цзуй Жэнь Е" (Чай - опьяняет человека). И я вспомнил эту историю и: "Можно я тоже тему задам?" И Ли Сян Тин вспомнил, рассмеялся и все поддержали. К тому же мы ещё в чайной были. Эта тема была уместна там. Очень красиво сыграл - сел, начал играть, просто ощущения свои передавать через струны, через инструмент.


Илья заваривает чай Илья: А что касается этого вечера, это вообще нереально! Вечер после первого дня конкурса был самым волшебным! Мы были гостями Ли Фэн Юнь, она не могла пригласить нас в ресторан на официальную часть, зато позвала к себе в гости всех знаменитостей и нас с Марусей. Их было: Ли Сян Тин, Гун И, Ли Юй Сянь, ещё человек трое - человек десять. И все мастера игры на Гу Цине, каллиграфы, художники, так было здорово, когда все пришли. Они друг с другом знакомы, но все находятся на разных уровнях социальной лестницы - некоторые в уголочек жмутся, а двое Гун И и Ли Сян Тин (они два самых крутых) они на виду. Причём Ли Сян Тин он реально Дракон (в год Гэн Чэнь родился) - очень простой, открытый, спокойный, всегда с прямой спиной.
Василий: Мощь спокойствия!
Илья: А Гун И - он шанхаец, с хитринкой, по году - змея, с веером, утончённый - такой кот вальяжный. И вот они с двух сторон уселись, а я посередине - сижу, чай завариваю. Ли Фэн Юнь меня представила как чайным мастером из России - давай тогда и чая! Я им там "Гунфучу и загунфучил".
Мелодия Цина и чайный ветерПопили чайку и сначала все такие серьёзные сдержанны были, а потом началось волшебство! Все люди искусства, и кругом каллиграфии висят, музыкальные инструменты разные, столик стоит с Цином... Попили чая, поговорили, обстановка разрядилась и Ван Цзянь Син вытащил из кладовки Цинь минский 500-летний, все стали на нём играть, обсуждать свои дела и началось движение: здесь один сидит играет на Цине, парочка человек его слушает, здесь ещё чего-то происходит. Создалась волшебная атмосфера, где люди не играют на публику, а делают то, что им по кайфу - атмосфера легкости и расслабленности.
А я их ещё потом попросил каждого написать пару слов, пожеланий. И я не хотел напрягать, чтоб каллиграфию писали, сначала маркером, а потом Ли Юй Сянь из Фуцзяни - "А, что это мы ту фломастером каким-то. Давай тащи кисточки!" И тут понеслось! Он каллиграфию сначала написал - "Чай опьяняет человека", потом Ли Сян Тин написал "Мелодия Цина и Чайный Ветер", потом ещё картину Ли Юй Сянь нарисовал с лотосами, а потом все вместе длинный свиток: там сверху птички какие-то сидят на ветке, два картинка про воробьёвили три воробья, а снизу тоже птицы. Сверху падает плод, летит вниз и написана фраза: "Дурачьё сидит и ждёт когда упадёт, а самые умные наверху всё это отлавливают". И это сентенция на Маоцзедуновскую фразу, что умные - это бараны, а самые грамотные это те, кто внизу ждут, когда упадёт. Одного воробья нарисовал смешного, и все начали его весело обсуждать, изображать - очень здорово!
Очень важно в живописи чувство момента, когда возникло ощущение волшебное, и он этот драйв выплеснул на бумагу. И смотреть надо не на правильность написания иероглифов, а на всё произведение целиком. Такое он уже не повторит, потому что это было в тот момент, вместе с теми людьми , драйв, волшебное ощущение, которое он приобрёл, выплеснул на бумагу таким образом. В тот момент я понял, что значит, когда среди приятных людей, друзей, человека прёт. Ли Юй Сянь когда писал - он даже бумагу прорвал, и я врубился, что эта дырка тоже свою ценность имеет, её специально не сделаешь!
Очень здорово было! Просто волшебство!


Василий: А потом вы стали ходить к Ли Сян Тину учиться?
Ли Сян Тин и Гун ИИлья: Да, с Марусей. Он вообще крут! Он профессор, преподаватель, прирождённый преподаватель. Причём он на первом занятии, когда попросил Марусю сыграть, сразу же объяснил быстро технические ошибки, технику пальцев (Чжи Фа) неправильную, а потом начал объяснять про мелодию, которая должна быть у тебя внутри, которая должна внутри звучать, и ты имея внутренний образец должен делать внешнее похожим на образ. Пока мелодия не звучит внутри, эти заученные движения нот - это всё фигня!
И он такой спокойный, педантичный, но не технарь, он живёт этим, он весь в этом. И как он сам играет - он вообще не движется: просто, спокойно, ровно, а потом "Цзун-н-н!"
Там та же история как с Цигуном, с Тай Цзи Цюань, где главное проведение мысли до конца: расслабился, и отдался - плечё, локоть, кисть, палец. Без надрыва (не надо форсировать до крови на пальцах, если заболело - перестать, не надо подвигов), аккуратно, спокойно.


Илья: Потом была ещё неделя музыки Гу Цинь в Пекинской консерватории, посвящённой 100-летию У Цзин Люе. Мы пару раз туда ходили - там были и концерты и мастер-классы. Персонажи, на самом деле, были те же самые, их там всего-то 10 человек. Но тоже очень круто!
Сейчас Цинь на подъёме, рекламируется.
А ещё там был дяденька из Гон Конга - у него прозвище - "свёрнутый на цинах". Он покупает коллекционные инструменты, изучает, играет и т.д. Вот он мне очень понравился! Сначала выступали мэтры: вышел Гун И - по-кошачьи сыграл, вышел Ли Сян Тин полный достоинства, благородства, расслабленности - исполнил безукоризненно! У него ещё так здорово получилось - начал играть мелодию и видимо одна струна была чуть-чуть не подстроена, и обычно в таких случаях - остановился, настроил и заново начинают. А он заиграл, как будто невзначай, продолжая играть поправил, и дальше - мелодия даже не прервалась. А тот дяденька из Гон Конга, он вышел и сразу видно, что прётся от игры и даже этого не скрывает! Без лишних движений, но по сравнению с Ли Сян Тином слишком фривольно!

праздник Середина ОсениИ ещё мы были вечере, который назывался Тин Цинь Шан Юе - в одной из чайных в Пекине на 15 день 8 луны (середины осени) - это был праздник: девчонки в старинных костюмах, приглашённые гости и кто-то играл на Цине. И при этом присутствовал Ли Сян Тин - он был среди почётных гостей, парочку мелодий сыграл, а потом все ели лунные блины. Конечно же, это была коммерческая акция, но тем не менее всё равно красиво!
Хотя круче того Тянцзинского вечера ничего не было - Гун И и Ли Сян Тину заваривать чай - это...


Василий: А про импровизации?
Илья: Ли Сян Тин - единственный кто это делает. Наверняка импровизируют многие, но он единственный кто это записал.
В китайской традиции, и в Гу Цине в частности, есть доминирование, давление традиции, то есть очень большой пресс над любым творческим персонажем висит, на тему того, что сначала попробуй повторить то, что до тебя сделали, а потом будешь своё что-то придумывать. И это с одной стороны учит людей дисциплине, скромности и трудолюбию, а с другой - очень многих подавляет личностную историю. Но если ты это прошел, то твой уровень супер. Поэтому сказать, что он единственный кто импровизирует, я думаю сложно, но он единственный, кто делает это круто и при этом записывает.
Василий: Это те три диска, которые ты мне привёз, импровизации на стихи династии Тан, Сун и Юань.
Илья: Да, только, наверное, не на конкретные стихи, а на стиль стихов на атмосферу того времени...
А вообще самым главным моментом здесь является, что он просто не боится! Да, "я - Цзи Синь Янь Цзоу, я могу".
Его ещё называют "Цянь Нянь И Жень" (человек впервые за тысячу лет), который импровизирует. В смысле, что он преподнёс первый импровизацию в качестве готового продукта. Вырвался, сделал шаг дальше традиции. Обычно считается так - есть классические мелодии, ноты, и всё - их много, некоторые очень известны, некоторые нет, ты их все выучи, отработай, как следует, а потом уже будешь выпендриваться.
Василий: Следующий уровень - свою версию этих мелодий, а потом уже передача ощущений.
Илья: Это уже когда Цинь - это ты сам! Оно из тебя прямо выходит и ты сразу, не думая "Брынь" - мелодия! И её ещё слушать приятно.
Это некий очень ответственный гражданский шаг, это сделать очень страшно, китайцам (лицо и всё такое), и для многих боязнь что скажут: "Ты что, хочешь сказать, что ты круче всех тех людей, которые 2000 лет этим занимались - они фигнёй занимались, а ты типа всё выучил?" Подобное отношение может быть, и если ты это преодолГун И и Ильяел...

Цинь в этот раз открыл целый мир!
Хотя в целом вся поездка к земле прибила. Цинь - да, музыкальный инструмент, на котором играют. Он магический с одной стороны, а с другой обычный музыкальный инструмент. Когда ты с этого начинаешь, а потом постепенно начинаешь чувствовать магию, это нормально, когда у тебя знакомство с чем-то начинается с магии - то это, как правило, перекос. Так на этом волшебстве и летаешь, а основ, из которых потом вырастает твоя возможность летать нет. Как у меня с Тай Цзи Цюань - дяденька посмотрел и сказал: "Давай-ка ты дружочек тренируй базовые основы". То, что ты проскочил, потому что не интересно стоять, а интересно делать магические трансформации движений энергий. На самом деле научись спину ровно держать, макушку, а потом про магические трансформации. Иначе Ци не опускается - оно всё время наверху витает в облаках, в восхищениях - оно дальше не идёт, не проходит. И с Цином то же самое - в нем есть и магия, но для того чтобы это волшебство появилось надо кучу часов просидеть и делать одно простое движение пальцами.

13.11.2006 года.

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы