китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Старые Пуэры
(правда и вымысел)

"А сколько лет этому Пуэру?" - можно услышать такой вопрос и в ответ получить разные цифры, зачастую не основанные на фактах, а взятые откуда-то с потолка или по рассказам "знающих" людей.
Где же правда про возраст Пуэра? Есть ли старые Пуэры?
Если да, то откуда они, как отличить и оценить их?


Илья Бадуров Старый ПуэрВ вопросе с Пуэром существует два совершенно разных взгляда: первый - колхозников и жителей провинции Юньнань, которые продают чай, и для них он является сельскохозяйственным продуктом и бизнесом. Второй взгляд, его можно назвать антикварным - взгляд людей, которые занимаются коллекционированием чая, и в основном, это богатые и культурные люди с Тайваня, Ганконга и Гуандуна.

В недавнем путешествии по Юньнани меня интересовало, что говорят сами юньнанцы про выдержку Пуэра, а не пекинские и гуандунские продавцы чая. Заводы, на которых я был (Дэн Гуй Ча Чан 滇桂茶厂, Мин Кан Ча Чан 茗康茶厂) -
у них такой практики нет!
Но они не очень большие... Директор Мин Кан Ча Чан - бывший директор Пу Эр Ча Чана (на котором я, кстати, тоже был), достаточно большого завода, входившего в четвёрку крупных заводов в советское время (вместе с Куньминским, Сягуаньским (Да Ли) и Мэнхайским заводами) - он сказал, что на этих заводах никогда не было практики намеренного выдерживания Пуэра: ни Шу, ни особенно Шэна. Заложить Шэн Пуэр и потом продать его дороже через 10 лет намеренно - даже идеи такой не было!

Подобная операция требует достаточного вложения: во-первых климат Юньнани жаркий и влажный, в котором плесневение и порча чая происходит моментально, и создание складов с поддержанием полного контроля температуры и влажности, а также наблюдение за ним в течении 10 лет - это сложно.
Пуэр - это сельскохозяйственный продукт, который приносит прибыль. С точки зрения бизнеса закладывание этого древнего чая не представляет интерес. Бизнесмен купил 100 тонн сырья, переработал, накинул по 2 юаня за кг и на этом заработал денег. Для того, чтобы ему заложить чай, во-первых, нужно заморозить какое-то количество сырья, во-вторых, построить эти склады, найти толкового технолога, который будет отслеживать процесс выдержки, возможно купить какое-то оборудование, которое будет поддерживать влажностный режим... И есть риск, что всё это испортится, причём, он очень велик в связи с климатическими условиями...

И в результате на выходе что получится? Сейчас, грубо говоря, лепёшка стоит 50 юаней, а через 10 лет он продаст её за 500. Но, не факт что продаст, так как коньюктуру рынка на 10 лет угадать невозможно. Сейчас мифологема про древний чай жива и возможно, что она будет жить 100 лет, а, может быть, не проживёт и года и интерес к ней постепенно угаснет. Сначала в фаворе был Лун Цзин, потом Те Гуаньинь, сейчас Пуэр, а потом, может, будет Би Ло Чунь... И Пуэр не обязательно понизится в цене, но такой острой необходимости в нём не будет. Спрос упадёт, и куда его тогда девать?
Китайцы, которые занимаются чаем (есть такой термин Ши Ши Цзай Цзай 实实在在) - на земле крепко стоят, а не в воздухе где-то там, в древних каких-то чаях летают. У них бизнес - чем больше я купил, тем больше я сегодня продам и тем я больше заработаю денег. Зачем мне его закладывать, к тому же если цель исключительно коммерческая? С точки зрения коммерции - это не выгодно.

Я уверен, что старый чай на Тайване имеет не коммерческую подоплёку. Реально люди в своих микроскопических складиках хранят немного лепёшек, в деревнях находят старый чай по одной лепёшке... но количество такого чая просто феноменально мало!
Старые чаи действительно есть! Директор чайного завода рассказал мне такую историю: что на больших заводах была практика от каждой партии товара сохранять образец: Сяо Цзянь или Да Цзянь (Сяо Цзянь это 6 Тунов - 42 блина, Да Цзянь это 12 Тунов - 84 блина). Это хранилось обычно в течении 5 лет, как образец партии товара: собрано такого-то числа, сорт, откуда собрали...все данные про эту партию. Возможно, что тайванцы или сянганьцы ещё давно закупили этого чай...
Сказать, что его вообще нет - нельзя! Но, по-моему, существует неверное представление о том количестве старого чая, который есть на самом деле.

Ещё вопрос интересный: ценность старого Пуэра, как продукта питания?
Есть такая точка зрения, высказанная людьми, которым я склонен доверять, что совершенно не обязательно, что старый чай (если он даже правильно хранился и не протух, не прокис, не заплесневел на "мокром складе"), лучше свежего.
Вот у меня лежат лепёшки - я не могу всё это выпить сразу же, и через какое-то количество лет они станут старыми, я же их не выкину. Например, в 2005 году купил я блин Шэн с датой 2001 года, но я его не специально положил, просто не было времени выпить, и я на него смотрю сейчас и ничего хорошего в нём не вижу - перестал пахнуть...
Критерий один - попил и понял!

А на рынке, продавцы чая вам сразу предложат "старый" чай. Правда, сейчас уже прошла история про 50 летний, это была совсем уже грубятина, когда гуандунцы и фуцзянцы торговали Пуэром, сделанным по технологии "мокрого склада", который продавался тоннами по 100 юаней за лепёшку. Сейчас качество подделок возросло. Возраст предлагаемого старого чая снизился - если говорят 10-15 лет, это уже очень круто!
Чаще всего точных доказательств древности чая у продавцов нет, и его происхождение овеяно легендами: найден в какой-то глухой деревни или специально сделан для работников и поэтому просто в бумагу завёрнут без опознавательных знаков, или бумажка от старости развалилась, и её заменили другой... Ещё очень распространённая тема, что когда-то в Гуандун отправили партию чая, и там заложили на склад. Так как в Гуандуне сыро, то он приобрёл такой специфический сыроватый привкус, хотя на самом деле просто "мокрый склад"... Гонконгкцы для старшего поколения китайцев являются образцом богатых людей - покруче, поумнее, и всё, что привозилось из Гонконга - это было круто! И поэтому есть ещё одна легенда, что когда-то 20 лет назад чай отвезли в Гонконг, там он пролежал, а сейчас нашли и вернули обратно...
Подделок очень много - просто быстросделанный "мокрый склад"!

А настоящего очень-очень мало, и это отдельная глава - это антиквариат.
Это как с нефритом: на рынке есть гигантское количество нефрита, начиная от сплавленной крошки и хороших предметов, вырезанных невчера, но есть другой уровень - уровень антикварных изделий, которых там нет. Конечно, если 10 лет ходить на рынок и искать древний нефрит, то в какой-то день, может, найдёшь древний предмет. Но этот случай будет как раз подтверждением, что на рынке нет антикварного нефрита. Тоже самое и со старым чаем...

Отдельная история - это Тайвань. Этот вопрос требует специального изучения. Тайвань - это культурный конгломерат, образованные люди с высоким уровнем культуры. И к тому же на Тайване всегда существовала тема старых чаёв, улуны выдерживали, и Пуэр - он один среди равных, а не один такой необычный. И зная, что на Тайване была культура выдерживания чаёв, можно предположить, что кто-то взял и положил Пуэр когда-то попробовать. И в результате появился миф про Старый Пуэр... есть такие предположения.

Два тома книги Дэн Ши ХаяВот известная книга "Пуэр" тайванца Дэн Ши Хая, где описывается тайваньский взгляд на старый Пуэр. Второй том посвящён различению старых Пуэров: как выглядит старый чай, описание упаковки, надписей, печатей - самый настоящий чайный антиквариат.
Вот, например, таблица, как выглядел иероглиф Чжун, напечатанный в разные годы. "После 93 года на кирпичах 7542 (75 это какой-то номер технологии, я не очень понял, 4 - сорт листа, последняя цифра 2 - Мэнхайский завод (1 - Куньминский, 3 - Сягуаньский и 4 - завод в городе Пуэр)) появилось написание иероглифа Чжун с большим "ртом". И если вы встречаете чай, про который говорят, что он раньше 93 года, но с таким написанием иероглифа, то надо быть осторожным - большая вероятность подделки".
Реально антикварные подходы к оценке возраста и подлинности чая. А цены на антикварные вещи, сами понимаете, уже другие: лепёшка не за 100 юаней и не за 1000. За 1000 юаней можно было купить в прошлом году хороший 8-10 летний Шэн, не более.

Интересно влияние культуры на массовое сознание. Крестьяне пользуются "антикварной темой". Так смешно, когда колхозники юньнаньские сами начинают легенды рассказывать, придуманные тайваньцами. Потому что тайванец приехал в Юньнань (он не находится в процессе), он со стороны видит что-то из другого культурного пласта. Например, тот же Дэн Ши Хай видит 1000-летнее чайное дерево. "О-о-о!" Восхищается! А для них это просто дерево - оно всегда здесь росло, для них это привычно. Потом на Тайване он описывает своими "образованными" словами то, что его впечатлило и плюс "накладывает" это на антикварную тему. А потом это от него возвращается назад: "Да, это наше 1000-летнее знаменитое дерево!" Но, на самом деле, оно осталось для них обычным деревом... они просто знают, что это поможет им продать дороже.

Антикварная тема вообще свойственна более развитым районам - Тайвань, Гуандун и Сян Ган. Люди культурные, с деньгами, и у них есть возможность с этим поиграть. Пекин тоже таким становится - сейчас пекинцы, шанхайцы с умным лицом начинают рассказывать тебе про Пуэр, хотя ещё три года назад слыхом не слыхивали о нем. "Пуэр - это не чай", сказал один пекинский знакомый мне 3 года назад, когда я стал заваривать Пуэр, а сейчас хорошим подарком считает лепёшку Пуэра.
Вэнь Хуа ( 文化 - культура) сейчас популярна в Пекине и Пуэр популярен: Ча И Вэнь Хуа, Пуэр Вэнь Хуа и все такие "вэньхуа-вэньхуа"... Как у "Масяни" мультик был про Питер - "А у нас тут культура культурная культура, культура культурных культур" - у них там то же самое...
В Пекине о Пуэре все знают, у всех на слуху, но более точных детальных знаний от этого ещё меньше. Слушают фуцзянцев, которые 2-3 раза в Куньмине на закупках были, дальше ресторана не выезжали... Для них это авторитеты (так как на Малиндао сидят)... Как и мы, приезжая раньше на "Чайную" улицу и видя девочку из Цзянь Су, которая читать-то не умеет, считали, что это офигенный чайный мастер, так как знает, что это "Чахай" называется. А потом, когда сам начинаешь развиваться, то понимаешь, что это не так! Она сама не очень понимает и не хочет понимать, в отличии от тебя, который хочет.

Вообщем картина с древним чаем выглядит следующим образом: я приехал в деревню, нашёл там старую скамеечку, которой лет 50, причём она там стоит не потому что дед с бабкой её специально сохраняют, а потому что у них денег нет на новую, они привыкли к ней. В моих глазах, если я её беру и привожу в московский галерею, она становится юньнаньским антиквариатом, который стоит, например, 500$, а дедушка с бабушкой они совсем из другой истории, они к этому антиквариату уже не имеют никакого отношения. Так и с чаем - есть крестьяне и продавцы, а есть коллекционеры и ценители...

Так что, во-первых, не факт, что старый Пуэр - это хорошо, вкусно и полезно. Во-вторых, его микроскопически мало! В-третьих, все старые чаи, которые я встречал, имели мутность в происхождении и датировке - поэтому есть большая вероятность обмана. И, в-четвёртых, цены на старые Пуэры соответствуют антикварным.
Но не обязательно же сидеть только на диванах династии Мин?

Илья 24.05.2007

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы