китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Хочу быть русским!
(попытка национальной самоидентификации)

В последнее время в воздухе активно витают мысли и идеи о русских наших корнях, о национальных особенностях, о восстановлении старых традиций. Почему-то был куплен самовар, читается «Книга Велеса», былины и русская классика... Почему-то ездим по монастырям и старинным городам русским. Наверное, это ритмы времени, когда нация, наигравшись в чужие истории, разочаровавшаяся в созданных (как в детстве) кумирах, наконец-то пытается стать самой собой.

Так, какие мы, русские?
Я знаю свои положительные и отрицательные качества как личности. Они осознаются с возрастом, когда начинаешь смотреть со стороны на свои реакции в похожих ситуациях, когда начинаешь понимать привычные схемы поведения, когда можешь вычленить наведённые родителями и социумом роли. И только тогда понимаешь, я – такой! Это - моя природа.
То же самое, мне кажется, предстоит проделать и нашей нации, снимая все наведённые влияния:

Первый пласт – это пласт Западной культуры, привнесённый в 18 веке Петром Первым. Как не прискорбно это осознавать, но последние три века мы пытаемся стать как Запад, сначала подражая Европе, позднее в 20 веке – Америке. Вся прекрасная «русская культура»: поэзия и музыка, архитектура и живопись, всё, чем мы пытаемся гордиться – это подражание Западному искусству. Да, есть прекрасные национальные мотивы, открытия, но всё равно, все они созданы по схемам и законам, которые предложены нам западной культурой. Нам никогда не догнать их и никогда мы не станем с ними на равных, потому что мы идём по их следам.

То же самое происходит и в политике, и в общественном устройстве, и в социальных технологиях.
Единственной попыткой (за это время) идти своим путём – было построение Советского государства, которое было не принято Западом, не принят наш другой путь. И как защита – отрицание и борьба с нами. В 90-е годы они победили… Заполнив потихоньку своими товарами, компьютерами, рекламой, кино, бизнесом, «свободой слова», привнося свою идеологию и ценности. И понятно, что эта «конфета» - пуста, но так привлекает обёртка…

Второй пласт исторически более глубокий и связан с принятием Христианства на Руси и влиянием Византии.
Я уважительно отношусь к религиям и осознаю всё то прекрасное, что несёт Православие, являясь по сути олицетворением перехода на качественно новый уровень жизни. Осознаю все те заслуги, которые принесло Христианство на русскую почву, создав образ России с куполами и церквями. Осознаю роль монастырей, как центров образования и культуры в допетровский период. Ну и вообще, веры, являющейся воплощением собирающей силы русского народа.

Но, если посмотреть честно, то непонятно почему мы, русские, обращаемся с молитвами к образам и личностям, жившим на другом континенте, в другом климате, в другом народе, со своими традициями и своим характером!
Это несоответствие, как мне кажется, создаёт внутренний конфликт между природой русского человека и привнесёнными правилами. Возможно, в дикое средневековье это и было актуально, сдерживая безудержный нрав и силу "северных варваров", но сейчас-то однозначно устарело!

Мне кажется, что сейчас религиозные догмы часто лишают нас (нацию и каждого конкретно) Силы, мешают мощно и широко проявлятся, сдерживают естественные движения души и тела, и, не находя выхода, она выплёскивается вовнутрь в саморазрушающие формы: грех, чувство вины, самоуничижение. Получается мечущийся, раздираемый противоречиями, тщедушный человечек.
Вера и религия - это разные вещи. Истинно верующий верит в свой народ, родину, в силу природы и космоса, живёт в духе, наполняющем его силой и радостью. Верит, а не поклоняется идолам и соблюдает правила!

Если погружаться дальше в историю, то там много неясностей: язычество, дикие люди или правильно построенное грамотное житие в гармонии с Силами Природы?
Сейчас на этом можно искусно играть, представляя под маркой «старое, древнее» (которые нельзя проверить), свои «истинные» идеи и ценности, которые нужно защищать и распространять. Это приводит к национализму и созданию новой религии, а не к осознанию своей национальной природы.
Те времена прошли, и формы и ритуалы того времени, вырванные из того пласта жизни (например, обучение шаманским ритуалам по телевизору), не будут работать как тогда и не принесут гармонии в наш мир.

Вообще спекуляция на теме древности, когда самовары, народные песни со сцены, актёры, одетые в косоворотки и сарафаны, шагающие по Тверской и «радостно» празднующие масленицу… Когда это не является настоящей частью жизни, а достаётся на показ – типа, мы - русские и держимся своих корней – это смешно, поверхностно и не работает, не даёт людям самоудовлетворения и реальной мощи корней.

Более глубокое прикосновение к корням, истокам сразу же соединяет с каким-то очень глубинным пластом русской культуры, которая даёт силу для творчества.
Например, Золотой век русской литературы с Державиным, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем и др. – однозначно связан с увлечением в то время народным творчеством: записями былин, сказаний и русских мифов, найдена «Книга Велеса» - письменный источник дохристианской Руси!
А всплеск интереса к традиционным мотивам на рубеже 19-20 веков пробудил русские мотивы и в живописи (Васнецов, Нестеров), и в архитектуре модерна. А классическая музыка (Стравинский), театральные сезоны Дягилева смогли заявить Западу о самобытности русской культуры и, вероятно, подготовить почву для революционных изменений.

Хотя ортодоксальное глубокое погружение в древность тоже смешно и неактуально: уже никто не поймёт тебя на старославянском языке, да и в лаптях не очень-то ходить по асфальту. То есть, радикальное отрицание сегодняшнего времени автоматически превращает увлечённых людей в закрытую секту - некий маленький затхлый мирок, не имеющий национального значения.
Поэтому нужно поддерживать живые традиции и одновременно быть современными русскими, но это так тяжело, когда не понимаешь, где твоя культура.

Какие же мы,  русские? Как снять эти, наведённые другими народами, культурные и ценностные категории?

Часто для понимания себя, своей нации, нужно обратиться к исследованию других культур. Мне посчастливилось прикоснуться к Китайской традиции, к её мифам, религиям, мышлению, ритуалам и принципам жизни. Но чем глубже погружаешься в культуру другой нации, тем отчётливее понимаешь, что ты не сможешь стать другим, как бы не хотел! Всё равно африканцы лучше всех бьют в барабаны, китайцы рисуют иероглифы, а японцы - владеют мечём. И если ты родился русским, как бы ты не учился (ты даже можешь гениально повторить завиток кистью или точно выполнить удар), но это будет лишь только «повторить». Какая-то суть, заложенная на клеточном уровне, будет всё равно недостижима.

Каждая нация имеет свои особенности, свой характер сложившийся веками: китайцам свойственна хитрость и мягкая расчётливость, индийцам – созерцательность и безбашенность, европейцам – неспешная культурность, индейцам Америки – магия и волшебство, а жителям США – деловитость. А есть ещё арабские и африканские страны и жители солнечных тропических стран. Прикосновение к ним интересно, это расширяет и, главное, даёт возможность задуматься о своих корнях.
А следовать им у нас в России так смешно: крутить китайский нефрит, обвешиваться индейскими амулетами, увлечение йогой и Кастанедой – это всё от незнания себя, своей Силы!

Так кто же мы, русские?
В наше время, когда проникновение народов и влияние друг на друга стало более быстрым, когда трудно удержать народ в неприкосновенности (да и не надо, ведь не за горами единое планетарное общество), встаёт сильнее вопрос воздействия культур друг на друга. Такие взаимообогащения культур и народов происходили всегда, заимствуя или навязывая друг другу какие-нибудь приёмы. Но сильные самодостаточные культуры трансформировали всё новое под свои национальные особенности, переплавляя и переосмысливая другие влияния, оставаясь цельной нацией.

Конечно же, можно играть в любую историю, расширяя  и увлекаясь чем-то: пить чай по-китайски, сидеть за американским компом в американских джинсах, жечь индийские благовония и есть турецкую пахлаву с васаби… Можно ходить в любой храм, лично у меня рождаются одинаковые чувства и в даосском храме, и в православной церкви, и в турецкой мечети – чувства устремления к чистому и прекрасному и пожелания счастья и красоты миру!

Можно делать что угодно, но я знаю, что должно быть чёткое ощущение внутри, что ты - русский, говорящий и ценящий свой язык, Родину и, главное - проявляющий русский характер, где ощущается простор, мощь, прямолинейная честность, открытость, неторопливость и щедрость!
В связи с этими словами приходит на ум образ былинного Богатыря русского. Наверное, это и есть тот образ, качества которого являются настоящими ценностями для русского человека. Их и надо держать в своём сознании, дабы не попасть под чужое влияние, а оставаться самим собой настоящим!

Василий. 21.09.2008

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы