китайский календарь
на главную
авторыразмышленияпутешествияфотоальбомчайные церемонииновости

Гусли с душой
(рассказ о современных гуслярах)

Гусла - это струна, старорусское её название. История возникновения гусель, арфы, гучжэня (это по сути всё один и тот же инструмент) примерна одинакова. Во всех народах нашлись подобные друг другу инструменты. Когда натягивается на корыто - получаются гусли, когда палочки вставляются в середину - гучжэнь, на лук натянули несколько тетив и прислонили к пустому дереву - получилась арфа.

Садко


Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл ещё Садко и третии -
А всё пляшет царь морской во синем море.

Былина "Садко"

Какие они - современные гусляры?

Что говорят классики? Всё должно быть по-научному, долго учиться. И все разговоры только о долгом изучении техники.
А как, например, Андрей Байкалец учился? Он сам ездил по монастырям, общался с батюшками... Он ездил по городам - взял рюкзак, взял гусли, если денег не хватает, вышел на улицу поиграл. И песни, которые у него были - это записи, собранные в поездках. Приехал в монастырь, там монах сидит, рассказал ему один стих духовный, второй, третий - так он сам собирал, аранжировки делал, сам учился.

Васнецов "Гусляры"

И наглядный пример: был праздник в Коломенском, на большой сцене играли гусляры, и в арке Байкалец со Стрельниковым играли. Люди подходили к гуслярам в арке и говорили: "А почему-то на сцене не живо как-то играется и поётся, а у вас тут интересней". Тут и ответ ищи!

Такие взаимоотношения классиков и самоучек существуют у всех музыкантов: и у гитаристов, и у арфистов... Везде одинаково: одни считают, что раз они прошли училище, то они настоящие музыканты, все остальные - так себе... У них искажено само понятие музыки - чтобы быть музыкантом нужно где-то отучиться, получить "корочку".
А Байкалец говорил, что главное - Душа, какая у тебя Душа, такой ты будешь и музыкант. Как говорил Ференс Лист: "Главное не быть хорошим пианистом, главное быть хорошим человеком. Тогда ты станешь музыкантом".

Классические гусли, которые преподаются в училищах - это "гусли звончатые" (они отличаются от тех, на чём играет, например, Егор Стрельников), там есть переключатели, можно менять на полтона звук, 18-струнные. На них играют медиатром. Постановка левой руки может и похожа, но правой рукой играют медиатром, и звук получается жёстким. Сильное натяжение струн, и пальцами ты там просто не поиграешь.

С Егором Стрельниковым мы познакомились через общих знакомых ещё в 2007 году. Они с Байкальцем куда-то уезжали с Белорусского вокзала, мы с ними там пересеклись, пообщались. Мы хотели посмотреть гусли, спросить как и что. Там оказался и Андрей Байкалец, которого мы сняли на камеру, поговорили, пообщались...

 

Они - очень контактные, у них нет лишних "понтов", как у некоторых классиков: "Надо было в музыкальную школу идти в детстве, а так ты ничего не сможешь!"
"Хочешь играть научиться? Давай иди, всё покажу!" - у них такое спокойное отношение к мастерству.
В 2008 году Андрей летом приехал в Москву, и получилось пообщаться, организовать ему концерт. А ещё снять на видео его школу-обучение игре на гуслях. К сожалению, его сейчас уже нет в живых...
(Здесь страничка памяти Андрею Байкальцу ВКонтакте)

На школе Андрей рассказывает, что играть просто. Если ты знаешь строй инструмента и знаешь, как строятся аккорды: мажорные трезвучия, минорные трезвучия - комбинируешь и получаются аккорды. Андрей рассказывал просто, доступно.

Про Егора Стрельникова что можно сказать? Вот он просто сидит и говорит: "Я простой гусляр, что ты от меня ещё хочешь? Я училищ не кончал. Я - кондовый гусляр!" Дух от него такой, как будто 18 век. Сидит в домотканной рубахе, мужик, в сапогах: отпахал поле и играет на гуслях.

Егорий в ИСТе

Егор Стрельников в Коломенском

А от Байкальца другое было ощущение: как будто монах и только вышел из кельи. Он пел на клиросе несколько лет, и голос у него такой плавный, благостный. Это от него чувствовалось, и не важно, что он перед тобой в майке и джинсах... А Егор - просто мужик...

Стрельников и Байкалец в ИСТе

Егор с Андреем пересеклись просто на Арбате. Пришёл Андрей играть на Арбат, смотрит там сидит другой гусляр, ну он возрадовался, и стали играть вместе. Это замечательно! Там не было такого "А пошёл ты вон!", стали играть вместе, путешествовать, что очень здорово!
У них такое отношение (я говорю "у них", потому что до сих пор есть ощущение, что Андрей ещё здесь...) очень простое отношение к людям - их спрашивают, как научиться, они говорят: "Давай научим!" Просят что-то сыграть - они играют и поют. Вообще производят впечатление открытых людей.

Андрей Байкалец

Есть разные стили, течения в гуслях. Андрей рассказывал на школе, которая проходила в чайном клубе на Земляном валу, что есть духовные баллады, есть колядки, есть духовные стихи и лирические песни.
У Байкальца было три тетрадки по 96 листов с собой на концерте с записанными песнями. Не знаю, куда всё это делось, это то, что он в поездках собирал. Он говорил, что может предложить на концерте: колядки, лирические песни на стихи Бехтеева и духовные стихи, былины. 

 

Всё это разные направления. И с точки зрения классических гусляров - он играть не умеет: рука стоит не так, нога не туда, и нос не туда смотрит.
У него акцент не на форму, а на Душу.
Как "Добрынюшку" петь Байкалец рассказывал: "Берёшь эти аккорды, другие, стихи и обязательно наполняешь смыслом - тогда получится песня!"

Профессионалы очень много уделяют внимание внешней форме: когда он садится и "работает" на сцене. Это ужасно! Их выстраивают с самого детства - много помпы, и очень мало действительно музыкантов получается.
Получается два лагеря - одни очень открыты к любым и разным концертам: и бесплатным в детдомах и платным, на выставках и в православных клубах - ко всем открыты. А классические гусляры - они не гибки, поют только свою отработанную программу: в костюмах, нет направления духовных стихов никаких... Я вижу такое противостояние и это грустно, хотелось бы, чтобы все дружили!

Изначально музыкой занимались монахи, и это было общение с Богом: в средневековой Европе в монастырях, и японские монахи флейтой сякухати должны были обязательно владеть. А потом получилось, что кого-то купили, призвали ко двору - будешь нам сочинять музыку, и произошло разделение: есть те, которые "при дворе", социальные, и те которые отдельно...

23 января 2009

www.Renzi.ru
счетчик посещений contadores de visitas singlesnet .com
Водяные Крысы