Русский календарь
(из книги И.Шангиной "Русские традиционные праздники")
Жизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарём, который представлял собой систему членения, счёта и регламентации годового времени. Он организовывал всю хозяйственную и бытовую деятельность, определял чередование будней и праздников. В его основе лежал церковный календарь - святцы, в которых каждый день посвящался одному или нескольким святым. Святцы определяли время христианских праздников, постов и мясоедов. Содержательная же сторона народного календаря, интерпритация праздников, а также сопровождающие их обряды, различного рода предписания, запреты, приметы, поверья были обусловлены не столько христианским вероучением, сколько представлениями, характерными для славянского язычества...
Точками и ориентирами отсчёта
годового времени служили христианские праздники:
7 января - Рождество скрыть текст
|
Согласно Библии, Иисус Христос был рождён Девой Марией, непорочно зачавшего Его от Духа Святого. Он родился в городе Вифлееме, расположенном недалеко от Иерусалима. О рождении Иисуса первыми узнали пастухи, которым сообщил об этом ангел Господень, явившийся с "многочисленным воинством небесным, славящим Бога" (Лк.2:13). Пастухи, удивлённые чудесным явлением, пришли поклониться Младенцу Иисусу. Рождение Спасителя было также возвещено волхвам звездой, появившейся на небе. Ведомые звездой, волхвы пришли в Вифлеем и преклонили колени перед яслями, где лежал новорождённый Иисус.
По народному календарю, этот день являлся днём зимнего солнцеворота, когда начиналось пробуждение солнца после его длительного зимнего сна. Возрождение непобедимого солнца знаменовало собой уход старого года и отмечалось длительными всеобщими празднествами - святками, длившимися 12 дней (по числу месяцев в году) до Крещения. Христианские и языческие представления в народном сознании органично соединились в единое целое. Русские люди поклонялись Иисусу Христу как "Солнцу правды".
Рождество Христово почиталось по всей России и по своей значимости в православном календаре стояло на втором месте после Пасхи. В русской деревне оно отмечалось обычно в течении трёх дней, включая и канун праздника - сочельник.
С появлением на небе первой звезды начиналась семейная трапеза. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней.

День Рождества повсеместно отмечался Славлением Христа и Посеванием изб. Эти обряды представляли собой праздничный обход крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пением молитв, чтением духовных стихов, несением во главе процессии звезды или вертепа, а также бросанием горсти зерна на пол - пожелания хорошего урожая. Благодарные хозяева раздавали в ответ "козульки" - печенья в виде домашних животных и птиц, изготовленное в сочельник.
Рождество, открывавшее святки, было первым днём выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (ходить по домам, петь колядки желая благополучия в обмен на дары), ходить ряжеными (тоже самое, только в масках и костюмах ведя себя более свободно, шумно, ярко и весело), устраивать игрища (посиделки молодёжи, носящие эротический характер) и гадать о судьбе.
|
14 января - Васильев день скрыть текст
|
Народное название дня памяти святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского (1/14 января).
Св. Василий родился в 329 г. в Малой Азии, в Кесарии Каппадокийской, в христианской семье. Решив глубоко познать христианские идеи, он поселился в пустынном месте, изучал Священное Писание и вёл аскетический образ жизни. В 370 г. он стал епископом Кесарии и получил большую известность среди христиан как человек, чьи проповеди аскетизма и веры не расходились с делами, как пламенный проповедник христианских идей и борец с ересью, отрицавшей Божественную сущность Христа. Василий Великий скончался 1 января 379 г. Память его отмечается именно в этот день.
В русской деревне св.Василий почитался прежде всего потому, что день его памяти приходился на период двухнедельных языческих празднеств в честь непобедимого солнца, знаменовавших новый солнечный год народного календаря. Официально празднование Нового года 1 января (в Васильев день) было установлено в 1699 г. указом Петра Первого.
В этот день наряду со святочными празднествами (ходили ряженые, колядовали, гадали) выполняли и специальные обрядовые действия. Наиболее ярким из них было обрядовое застолье, во время которого подавали зажаренного целиком поросёнка, получившего название кесарийского, так как св.Василий в народе считался покровителем свиней. Перед иконами зажигали свечу и читали молитву св.Василию Кесарийскому с просьбой дать благополучие дому, хорошие урожаи, защиту и плодовитость домашней скотине. |
19 января - Крещение скрыть текст
|
Крещение Господне (Богоявление) - двунадесятый праздник православного календаря в память о крещении Иисуса Христа в водах реки, во время которого он впервые был представлен народу как Сын Божий.
Сог ласно библейскому преданию, в этот день Иисус, пока ещё мало известный в Иудее, пришёл на пустынный берег реки Иордан, где Иоанн Креститель обращался к людям, "проповедуя крещение покаяния для прощения грехов" (Мк. 1:4).
В своей проповеди он призывал их думать не об омовении тела, как требовала иудейская религия, а о внутреннем очищении и покаянии, которое должно было нравственно подготовить людей к принятию Мессии - посредника между Богом и людьми, носителя высшего авторитета на земле, Спасителя.
Крещение Иисуса Христа было отмечено чудесным знамением: отверзлись небеса, "и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение" (Мф. 3:16-17).
В русском народном быту Крещение означало конец святок и считалось днём, предназначенным для изгнания нечистой силы, якобы появляющейся на земле за эти две недели, а также днём очищения людей от грехов.
Главным событием Крещения было великое водосвятие. В крещенский сочельник вода освящалась в купели, установленной посредине храма, а в праздник Крещения - в реке, озере, у колодца.
К водосвятию начинали готовиться с крещенского сочельника, когда на реке или озере прорубали отверстие во льду в виде креста или круга, устраивали около проруби подобие аналоя и водружали рядом с ним деревянный крест, верхушку которого венчало ледяное изображение голубя - символа Святого Духа.
В день Крещения после летургии к проруби отправлялся крестный ход в сопровождении всех деревенских жителей. Священник проводил молебен, в конце которого три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все присутствующие набирали из проруби воды, которая считалась святой, обливали ею друг друга, а некоторые парни и мужчины, чтобы очиститься от святочных грехов, купались в ледяной воде.
Православная церковь видит в водосвятии, которое устраивали не только на Крещение, но и в день Преполования, в Первый Спас, а также в дни престольных праздников, глубокий смысл, так как в этот момент мир тварный очищается и становится таким, каким был сотворён Богом, в первозданной чистоте.

Крещенское водосвятие осмыслялось в деревенской культуре как очищение вод от нечисти, заполонившей мир в дни новолетия. По поверьям, распространённым в русских деревнях, вода в реке после водосвятия оставалась святой ещё в течении трёх дней.
Святая вода считалась целебной, способной защитить человека от болезней, восстановить жизненные силы, отпугнуть нечисть, охранить от греха. Хозяин или хозяйка, крестясь, читая молитвы, обрызгивали мокрым веничком окна, двери, углы все щели, изгоняя нечисть, не позволяя ей затаиться в доме. После этого на окнах, дверях, въездных воротах в деревню, колодцах ставили крестики. Их рисовали мелом и углём или изготавливали из тонких щепочек и прибивали в нужные места. Крестики должны были преградить вход изгнанной нечистой силе.
|
15 февраля - Сретение скрыть текст
|
Праздник связан с событием сорокового дня жизни Иисуса Христа. В этот день, как повествуется в Евангелии от Луки, Мария, родившая Сына Божьего, и Ее обручник Иосиф отправились в Иерусалимский храм, чтобы представить Младенца "пред Господа". Здесь их встретили праведник Симеон и пророчица Анна. Симеону было предсказано Святым Духом, что он не найдёт смерти до тех пор, пока не увидит Иисуса Христа. Св.Симеон, увидев Иисуса, сразу же понял, что это Тот, кого он ждал. Он взял Младенца на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал пред лицом всех народов, Свет к просвящению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2:29-32).
В русском быту Сретение не являлось большим праздником и отмечался с размахом только в тех сёлах, где была церковь Сретения Господня.
Для русских крестьян Сретение было днём, в который "зима с летом встретились": "Солнце на лето, зима на мороз", "Зима весну встречает, заморозить красную хочет, а сама лиходейка от своего хотенья только потеет".
|
20 февраля 2023 - Масленица скрыть текст
|
Масленица - праздник проводов зимы, восьмая неделя перед Пасхой. Она проходила перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря, и заканчивалась Прощёным воскресеньем. По канонам Православной Церкви сыропустная неделя предназначалась для подготовки верующих людей к посту, когда каждый из них должен был проникнуться настроением, соответствующим наступающему времени телесного воздержания и напряжённых духовных размышлений.
В традиционном русском быту эта неделя стала самым ярким, наполненным радостью жизни праздником. Масленица называлась честной, широкой, пьяной, обжорной, разорительницей. Говорили, что она "целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг к дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась".

Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди - девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи - все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах - передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и "медвежьим потехам" - выступлениям вожака с медведем. Масленичный комплекс включал в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодожёнов, кулачные бои, шествия раженых, военные игры, как, например, "взятие снежного городка" и т.д.

Характерной особенностью масленицы было употребление большого количества жирной пищи, а также пьянящих напитков. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи - сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепёшки. Преобладание молочной еды обусловливалось церковным запретом на употребление мяса в неделю, предшествовавшую Великому посту.
Масленица - явление сложное и неоднозначное. Этот праздник восходит к весенним аграрным обрядам дохристианской эпохи жизни славян, когда масленица приурочивалась ко дню весеннего равноденствия - рубежа, отделяющего зиму от весны. Обрядовые действия были направлены на то, чтобы зимние тяготы закончились и наступила весна, а за ней тёплое лето с обильными хлебами. В 19 - начале 20 в. в праздновании масленицы на первый план вышли элементы развлекательного характера.
|
26 февраля 2023 - Прощёное воскресенье скрыть текст
|
Прощёное воскресенье - последнее воскресенье перед Великим постом, последний день масленицы.
В православной традиции это последнее из пяти предшествовавших Великому посту
воскресений, в которые истинно верующий человек должен был готовить себя к воздержанию, очищению души и покаянию. В первое из них верующий должен был предпринять все усилия, чтобы "увидеть и понять Христа", во второе - увидеть самого себя "в свете Христовом", в третье - подумать о своём отчуждении от Бога, в четвёртое - понять, что спасение зависит от верности учению Иисуса Христа. В Прощёное воскресенье люди должны были думать о греховности и суете мира, в котором они живут, и прощать друг другу грехи. "Ибо, если Вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вас Отец ваш Небесный. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6:14-15).

Православный обычай просить в воскресенье перед Великим постом прощение за все вольные или невольные обиды и огорчения, причинённые друг другу, нашёл широкий отклик в среде русского народа. Стремление к примирению, гармонии с окружающим миром, самим собой и своей семьёй всегда было характерно для русского человека.
Прощение друг у друга просили родители и дети, муж и жена, близкие и дальние родственники, соседи. Дети становились перед отцом и матерью на колени и говорили: "Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобою". Прощение заканчивалось низким поклоном и поцелуем.

В Прощёное воскресенье совершалось также множество других обрядовых действий, не имевших отношения к православной традиции: карнавалы, катание на санях и ритуальные проводы Масленицы (похороны Масленицы).
В северных и центральных губерниях Европейской России в последний день масленицы горели костры. Костёр зажигали вечером на самом высоком месте за деревней, на ржаном поле или на деревенской улице. Костёр старались сделать таким огромным и ярким, чтобы свет был виден во всех окрестных деревнях. Обычай зажигать на масленицу костры очень древний. Костры символизировали солнце и должны были способствовать скорейшему пробуждению природы.

Столь же весело и шумно проходили проводы Масленицы в южнорусских губерниях. Чучело Масленицы представляло собой, как правило, женскую или мужскую фигуру с явно подчёркнутыми признаками пола. Её водружали на старые сани и втаскивали на самое высокое место в селе. За санями с хохотом и шумом валила толпа, в которую объединялись люди всех возрастов. Они громко кричали, шумели, били кочергой или ухватом в печные заслонки, кривлялись, отпускали скабрезные шутки, оголяли зад, выкрикивали непристойности. Прибыв на место, все набрасывались на чучело, разрывали его на части и разбрасывали их по ржаному полю или сжигали.
Похороны Масленицы в далёком прошлом имели глубокий смысл. Провожая масленицу, люди изгоняли злое и враждебное человеку и природе - зиму и смерть. Свой страх перед изгоняемой смертью они старались побороть глумлением над чучелом, шумом, криком, а радость выразить плясками, смехом, который символизировал жизнь и возрождение. |
29 февраля - Касьянов день скрыть текст
|
Касьянов день - народное название дня памяти св. Кассиана Римлянина, который отмечали в високосный день 29 февраля.
Св. Кассиан, живший в 5 веке, прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии. Он организовал женский и мужской монастыри в г. Массилия (ныне Марсель), написал 12 книг о жизни палестинских и египетских монахов и 24 "Собеседования" о нравственных основах христианского вероучения.
В русских преданиях, легендах, поверьях образ св.Касьяна, несмотря на всю праведность его жизни, рисуется как отрицательный. В некоторых сёлах он даже не признавался, а само имя его считалось позорным.
По народным представлениям, св.Касьян недоброжелателен, корыстен, скуп, завистлив, злопамятен и приносит людям одни несчастья. Внешний облик Касьяна неприятен, особенно поражают его косые глаза с несоразмерно большими веками и мертвящим взглядом. Русские люди верили, что "Касьян на что ни взглянет, всё вянет".
Некоторые легенды объясняли зловредность Касьяна тем, что он в младенчестве был похищен у благочестивых родителей бесами, которые и воспитали его в своём доме. Кроме того, в них рассказывалось, что св.Василий Великий, повстречавшись с Касьяном, наложил ему на лоб крестное знамение, после этого Касьян стал обладать способностью сжигать приближавшихся к нему демонов. Однако вё это не могло обелить святого, и для всех он продолжал оставаться Касьяном Немилостливым, Касьяном Завистником, Касьяном Грозным, Касьяном Скупым.
День памяти св.Касьяна считался одним из самых плохих, опасных, демонических дней народного календаря. Св.Касьян распространял свою зловредность и на весь год: "Пришёл Касьян, пошёл хромать да на свой лад всё ломать". Високосный год у русских считался опасным годом. По поверьям, в этот год всё "уродливо и неспоро". У коров пропадает молоко, домашний скот не даёт приплода, урожаи обычно низкие, брак заключённый в этот год всегда неудачен. Верили, что в Касьянов год женщины чаще, чем обычно, умирают от родов, а мужики от запоя.
Считалось, что молебен перед образом Касьяна в день памяти святого поможет защититься от его козней. Кроме того, чтобы благополучно провести этот страшный день и "не попасть на глаза Касьяну", рекомендовалось не выходить на улицу, не выпускать со двора скот и птицу и отказаться от всяких работ.
Такой отрицательный образ св.Касьяна и дня его памяти сформировался под влиянием дохристианских представлений о "плохом" и "хорошем" времени. "Хорошим" временем считалось такое, когда мир устойчив, упорядочен. "Плохое" - это время перехода от одной реальности к другой (от зимы к лету, от старого года к новому), время деструкции и хаоса (весна и осень, рубеж старого и нового годов). День св.Касьяна приходился на самый страшный с мифологической точки зрения момент времени: последний день зимы и последний день старого года (в древности год начинался 1 марта). |
14 марта - Авдотья Плющиха скрыть текст
|
Авдотья Плющиха - народное название дня памяти святой преподобной муч еницы Евдокии, который Православная Церковь отмечает 1/14 марта.
По церковной легенде, язычница Евдокия, жившая во 2 веке, приняв христианство, стала вести подвижнический образ жизни, за что Бог наградил её даром воскрешения мёртвых.
В народной среде день св.Евдокии воспринимался как переломный, когда старое кончается, новое начинается. Такое представление было связано с тем, что в древности (до 1492 г.) новый год начинался по византийской традиции 1 марта, а также с тем, что день Авдотьи Плющихи считался первым днём весны.
Русские верили, что Господь Бог поручил св.Евдокии воскрешать землю от зимнего сна-смерти и дал ей ключи от всех весенних вод.
Соответственно этим представлениям день Авдотьи Плющихи "открывал" новую жизнь: новые работы и новые заботы. С этого дня заключались договоры на выполнение весенних сельскохозяйственных работ: "с Евдокии до Егория".
С этого дня мужчины начинали готовить земледельческий инвентарь: "Пришли Евдокеи - мужику затеи: соху точить, борону чинить". Женщины высаживали рассаду, приступали к белению холстов, расставляли ткацкий стан и принимались за работу.
День Авдотьи Плющихи в древности был большим праздником, который отмечался весело и торжественно: запрещались любые работы, устраивались праздничные обеды в домах, гулянье молодёжи и взрослых на улицах. |
22 марта - Сороки скрыть текст
|
Сороки - народное название дня памяти сорока мучеников, в Севастийском море мучевшихся (9/22 марта).
По христианской легенде, в 320 г. соправитель византийского императора Константина Ликий потребовал от сорока воинов-христиан, служивших в армянском городе Севастии, отречься от своей веры. После их отказа Ликий приказал поставить воинов обнажёнными на лёд Севастийского озера, в надежде, что они не выдержат мучений и отрекутся от христианства. Этого не произошло, а лёд под ногами мучеников растаял, вода в озере стала тёплой, и над головами каждого из них появился сияющий нимб. Утром Ликий приказал всех убить, тела сжечь на костре и бросить в озеро.
Русские крестьяне связывали день сорока мучеников с пробуждением природы от зимнего сна. Считалось, что в этот день в мир приходит тепло, а вместе с наступлением тепла прилетают стаи птиц во главе с жаворонком или куликом и приносят на своих крыльях весну: "Прилетел кулик из-за моря, принёс весну из неволья". С этого дня начинались обрядовые действия зазывания весны.
В этот день полагалось делать печенье в виде птичек. Печенье раздавали членам семьи со словами: "Вот уж и весна пришла!", "Весна красна, приходи скорей!"
В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия. В Рязанской губернии, например, дети несли "жаворонки" в поле, надев их на вилы, а затем часть печенья съедали, а часть оставляли на гумне, чтобы гумно всегда было полно хлебом. |
7 апреля - Благовещение скрыть текст
|
Благовещение пресвятой Богородицы - двунадесятный праздник православного календаря, установленный 25 марта/7 апреля.
Праздник отмечается в память о событии, связанном с зачатием Иисуса Христа. В этот день, согласно Библии, Деве Марии явился посланец Бога - архангел Гавриил, который сообщил, что Ей предстоит родить от Святого Духа Сына, облечённого достоинством Мессии: "Ангел, вошед к Неё, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобой; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария; ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус; Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим" (Лк. 1:28-35).
Для русского народа Благовещение было и остаётся великим праздником: "Благовещение - самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат", - говорили крестьяне. Величие праздника подчёркивалось и рассказами о том, что в утро Благовещения солнце играет на небе, т.е. переливается разными цветами. В этот день большим грехом считалось делать любую, даже самую простую работу.
Благовещение, приходившееся на день весеннего равноденствия, воспринималось народным сознанием как установление весенне-летнего периода: "На Благовещение весна зиму поборола". Считалось, что в этот день Бог благословляет землю "на сеянье", а природа пробуждается от зимнего сна: "открывается" земля.
С этими представлениями было связано множество языческих по своей сути обычаев и обрядов. Так, почти по всей России в этот день "гукали весну", т.е. торопили её приход. В Пензенской губернии весну "угощали" пирогами, которые оставляли на ночь на возвышенном месте: "Во тебе, матушка Весна!" В южных губерниях девушки разжигали за околицей деревни костры, чтобы "прогреть землю", т.е. помочь ей пробудиться.
Наряду с этим существовало множество обрядов охранительного и очистительного характера: в горящий костёр выбрасывали старую солому из постелей, старые лапти, рваную одежду, окуривали одежду дымом, снимая сглаз, прыгали через костёр, надеясь избавиться от порчи и приобрести здоровье.
Почти по всей России в этот день гоняли голубей и выпускали из клеток на волю птиц, "чтобы они пели во славу Божью". |
9 апреля 2023 - Вербное воскресенье скрыть текст
|
Вербное воскресенье (вход Господень в Иерусалим) - двунадесятый праздник православного календаря, последнее воскресенье перед Пасхой.
Согласно Библии, в этот день Иисус Христос на молодом осле - символе кротости и миролюбия - торжественно въехал в ворота Иерусалима. Собравшиеся люди приветствовали его как Мессию, Спасителя, призванного исправить мир, внести в него равновесие и благополучие. Они размахивали пальмовыми ветками, расстилали перед Ним свои одежды, пели: "Осанна (спасение) сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!"

Евангельское повествование о всеобщем признании Иисуса Христа Мессией в русском сознании переплелось с древними языческими представлениями о символе пробуждающейся весны - вербе.
В православной традиции верба отождествлялась с пальмовыми ветвями, которыми приветствовал Иисуса Христа народ Иерусалима, и считалась символом Его победы. В субботу перед Вербным воскресеньем ветви вербы приносили в церковь, там они освещались церковнослужителями.
Осмысление вербы как символа победы Иисуса было особенно зрелищно в торжественных средневековых шествиях, имитировавших Вход Господень в Иерусалим.
Главными действующими лицами были царь и Патриарх в окружении священников в белых ризах, с крестами и хоругвями, дьяков, бояр, а зрителями - все жители Москвы и окрестных деревень. После обедни в Успенском соборе из Спасских ворот Кремля по направлению к Покровскому собору Василия Блаженного шла торжественная процессия: впереди на широкой телеге везли высокое дерево, "на котором было нацеплено много яблок, фиг и изюму", на дереве сидели четыре мальчика в белых сорочках, певшие "Осанна!", затем шли священники, епископы, бояре. За ними ехал верхом на лошади Патриарх. "Лошадь была покрыта сукном, ей были приделаны длинные уши для сходства с ослом". Царь в парадной одежде в окружении знатнейших бояр вёл лошадь Патриарха под уздцы. Патриарх благословлял народ, а пятьдесят мальчиков, одетых в красные одежды, снимали их с себя и расстилали по пути следования процессии. Все участники шествия размахивали бутафорскими пальмовыми ветвями и вербой, собравшиеся на площади зрители кричали "Осанна!" и бросали вербу под ноги идущим. Перед входом в собор Патриарх вручал царю вербу как знак победы и власти.
"Шествие на осляти", как называли всё это действо русские люди, к концу 17 века изжило себя.

В народном сознании верба олицетворяла здоровье, жизненную силу, плодородие и плодоношение. Русские старались передать животворящую силу вербы людям, полям и животным. Так, в некоторых губерниях в Вербное воскресенье пекли из ржаного теста шарики с почками вербы внутри. Шарики скармливали овцам, чтобы они были плодовиты, ягнятам, чтоб они набирали силы. Шариками из теста угощали друг друга, чтобы быть здоровыми.
По всей России был распространён обычай ударять пучком вербы взрослых людей, детей, домашнюю скотину. Считалось, что это прибавит им жизненной силы. Ударяя друг друга, обычно произносилось заклинание: "Будь здоров, как верба", " Расти, как верба".
Верили также, что верба обладает свойствами оберега: она защищает от нечистой силы, предохраняет дом от молний, останавливает пожар, усмиряет бурю, оберегает посевы от гибели, помогает человеку в смертный час, отгоняя от него дьявола. Именно поэтому освящённую вербу хранили целый год на божнице, а, принеся свежую из церкви, старую спускали по течению реки или втыкали в землю на поле. |
16 апреля 2023 - Пасха скрыть текст
|
Пасха (Воскресение Христово) - главный праздник православного календаря, установленный в память о Воскресении Иисуса Христа.
Празднование начинается в первый воскресный день после полнолуния, наступившего после дня весеннего равноденствия.
Евангелия повествуют о том, что в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребён в пещере, расположенной недалеко от места казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа грешница, и две женщины, пришедшие ко гробу, чтобы омыть и умастить благовониями тело Христа, обнаружили, что гроб пуст. "Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищите живого между мёртвыми?" (Лк. 24:4-5) Воскресение Иисуса Христа считается всеми христианами величайшим событием, дарующим спасение миру и человечеству.

В православной традиции Пасха считается "царём дней", "праздником всех праздников, торжеством всех торжеств".
По всей России Пасху отмечали как день великой радости!
Главным событием праздненства было торжественное богослужение в храме. Пасхальная служба начиналась в ночь с субботы на воскресенье. В полночь раздавался колокольный звон, одновременно зажигались все свечи и паникадила, священники в светлом облачении, с крестом, светильниками и фимиамом выходили из алтаря и вместе со всеми присутствующими в храме пели стихарь: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небеси, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити", а затем под колокольный звон начинался крестный ход вокруг церкви. По возвращении в храм священник пел тропарь праздника: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Затем открывались царские врата, что символизировало открытие Христом райских врат, закрытых для людей после грехопадения Адама и Евы, и начиналась заутреня.
Нарядное убранство храма, множество зажженных восковых свечей, светлые облачения священников, запах ладана, радостные перезвоны колоколов, праздничные песнопения, торжественный крестный ход, возгласы "Христос воскресе!" - всё это вызывало у верующих людей радость, ощущение причастности к чуду. После окончания службы прихожане поздравляли друг друга со светлым праздником, трижды целовались и произносили слова, которые говорили друг другу апостолы, узнав о Воскресении Иисуса Христа: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!", обменивались яйцами, окрашенными в красный цвет.

В праздник Пасхи начиналось разговление после длительного Великого поста. Как правило, это была семейная трапеза, на которой не должны были присутствовать посторонние люди. На стол, покрытый белой скатертью, ставили крашенные яйца, кулич - высокий хлеб из сдобного теста и пасху - сладкое блюдо из творога с изюмом, освящённые в церкви в Страстную субботу. Красное яйцо в представлении православного человека символизировало мир, обагрённый кровью Иисуса Христа и через это возрождающийся к новой жизни. Кулич ассоциировался с телом Господним, к которому должны причащаться верующие. Первым блюдом во время пасхальной трапезы было яйцо, которое разрезалось на кусочки по количеству людей, сидевших за столом. После этого каждый получал по куску кулича и ложке творожной пасхи. Затем на стол ставили остальную праздничную еду, приготовленную хозяйкой, и начиналось радостное застолье.

В народной традиции Пасха отмечалась как праздник обновления и возрождения жизни. Это было обусловлено не только христианской идеей Воскресения Христа и связанной с ней перспективой вечной жизни, но и широким бытованием в народной среде языческих представлений о весеннем пробуждении природы после зимнего сна-смерти, о гибели старого и начале нового времени. Согласно широко распространённым представлениям, каждый человек должен был встретить Пасху обновлённым духовно и физически, подготовленным к ней в ходе длительного Великого поста. Перед Пасхой считалось необходимым навести порядок в доме и на улице: вымыть полы, потолки, стены, лавки, побелить печи, обновить киот, отремонтировать ограды, привести в порядок колодцы, убрать мусор, оставшийся после зимы. В Пасху человек должен был отбросить все дурные, нечистые мысли, забыть зло и обиды, не грешить, не вступать в супружеские отношения, которые воспринимались как грех. Также Пасха ассоциировалась у русского человека с чудесным исполнением желаемого. Считалось, что в этот день можно обеспечить себе преуспевание на целый год.
|
23 апреля 2023 - Фомино воскресенье (Красная горка)
25 апреля 2023 - Радуница
6 мая - Егорьев день
22 мая - Николин день
25 мая 2023 - Вознесение
1 июня 2023 - Семик
4 июня 2023 - Троица скрыть текст
|
Троица - двунадесятый праздник православного календаря, отмечается в седьмое воскресенье после Пасхи.
В основе православного праздника Троицы лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, происшедшим в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Иисуса Христа на небо. В этот день апостолы вместе с Божьей Матерью и другими учениками Иисуса Христа отмечали Пятидесятницу. "И явились им разделяющие языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян. 2:2). Все преисполнились Святого Духа и стали славить Бога на разных, доселе им неизвестных языках. Сошествие Святого Духа на апостолов в православной традиции рассматривается как проявление Божественной сущности св.Троицы, трёх ликов Бога: Отца, Сына и Святого Духа.

Праздник св. Троицы был введён в обрядовую практику Православной Церкви в начале 14 века св. Сергием Радонежским и вскоре стал одним из самых главных и любимых на Руси. Этому способствовала воплощённая в празднике идея триединства Бога, которую сподвижники святого соотносили с идеей единения Руси, и совпадения дня св. Троицы с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Троица праздновалась в воскресенье после языческого праздника Семика, начинавшегося в четверг. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу.
Основными составляющими празднеств Троицы были ритуалы, связанные с культом растительности, девичьи гулянья, поминание усопших.
Главным объектом поклонения в эти дни была берёза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Берёза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин.
В Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными ветками берёзы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространённый по всей России, вошёл и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные берёзки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками берёзы и букетиками цветов. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм - как выражение радости и благодарности Богу.

Праздник Троицы, воспринимавшийся как чествование возрождающейся после зимы природы, колосящихся полей, расцветающих садов, осмыслялся и как праздник девушек и женщин.
Во многих деревнях в дни Троицы исполнялись и чисто девичьи обряды, которые учёными рассматриваются как пережитки древних инициационных обрядов, то есть обрядов, знаменующих готовность девушек к браку. Мифологическое сознание людей воспринимало процесс расцвета природы весной через призму женского начала. Расцветшая природа, готовая к оплодотворению, ассоциировалась с девушками, достигшими брачного возраста.
Среди обрядов такого рода наиболее яркими являлись обряды завивания берёзки и кумления.
Обычаями Троицына дня завершались весенние девичьи и женские праздники, начинавшиеся со дня весеннего равноденствия. |
5 июня 2023 - Духов день
11 июня 2023 - Петровское заговенье
6 июля - Агрофена купальница
7 июля - Иванов день
12 июля - Петров день
2 августа - Ильин День
14 августа - Медовый спас (Спас на водах) скрыть текст
|
Первый Спас (мокрый Спас, Спас на водах) - праздник православного календаря, установленный 1/14 августа.
Праздник отмечается Православной Церковью в память о знамении от трёх христианских святынь: Креста Христова, т.е. креста, на котором был распят Иисус Христос, образа Спасителя и иконы Владимирской Божьей Матери. По церковной легенде, эти три святыни помогли одержать победу византийскому императору Мануилу над язычниками-сарацинами и Андрею Боголюбскому во время завоевательного похода к волжским булгарам в 1164 году. Кроме того, этот праздник был связан с крещением Руси Владимиром Крестителем 1 августа 988 года.
В этот день в церкви проходила торжественная служба Всемилостивому Спасу и Кресту, выносили крест, а также устраивали водосвятие (иордань) на реке. Благодаря последнему праздник и получил название Спас на водах, или Мокрый Спас.
По народной традиции Первый Спас отмечался как день, в который можно очиститься от грехов, защитить себя от болезней, дурного глаза и несчастий. Для этого нужно приложиться к Животворящему Кресту Господню или окунуться после водосвятия в реку: "На Спаса в Ердани купаться - незамоленные грехи простятся". Святой водой в этот день можно было также предохранить от болезней домашний скот. Для этого на берег реки пригоняли лошадей, которых священник после водосвятия окроплял святой водой. В реку загоняли коров и телят, чтобы защитить их от Коровьей Смерти.
Первый Спас считался также днём, когда можно было снимать мёд в ульях: "подрезать" соты. Часть мёда каждый пчеловод относил в церковь для освящения. После этого всем разрешалось им разговляться: " На Первый Спас и нищий медку попробует".
Во многих южных губерниях России Первый Спас был днём освящения созревших и убранный крестьянками хлебов: женщины плели венки из колосьев пшеницы, ржи и относили их в церковь. |
19 августа - Преображение (Яблочный спас) скрыть текст
|
Преображение Господне. Праздник связан с библейским повествованием о дне, когда Иисус Христос в бытность свою в Галилее взял своих ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна Богослова и пошел помолиться на самую высокую гору — Фавор «и преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:2).
Апостолы увидели своего преображенного учителя и двух ветхозаветных пророков Моисея и Илью, которые говорили с Ним о последних днях Его земной жизни. Вдруг явилось светлое облако и осенило их: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).
Преображение в русской деревне отмечалось как праздник благословения плодов земли. В этот день в церквях освящали все плоды земли, и в первую очередь яблоки. До дня Преображения их не полагалось есть,
это считалось большим грехом.
День Преображения также считался днём встречи осени. |
28 августа - Успение Богородицы скрыть текст
|
Успение - двунадесятый праздник православного календаря, отмечавшийся 15/28 августа. Праздник установлен в память о кончине, воскресении и прославлении Божьей Матери. О последних годах жизни Марии рассказывается только в апокрифах и агиографических текстах. По распространённой версии, Дева Мария умерла в доме Иоанна Богослова, где она жила после Вознесения Иисуса Христа на небо. О дне кончины Марии возвестил архангел Гавриил. К её смертному ложу, как рассказывает христианская легенда, пришёл Иисус Христос и все его апостолы, чтобы принять её душу в "небесную славу".
Дева Мария была погребена близ города Иерусалима в Гефсимании рядом со своими родителями Иоакимом и Анной и своим обручником Иосифом. На третий день после погребения к гробнице Марии пришли апостолы, чтобы дать возможность запоздавшему апостолу Фоме проститься с Богородицей. Открыв гробницу, апостолы обнаружили, что она пуста: Мария была вознесена Богом на Небо.
По православной традиции, Церковь в этот день прославляет Богоматерь, которая соединилась с Сыном Божьим на Небе, приняв под своё покровительство род человеческий. Кроме того, этот праздник проводит в жизнь христианскую идею о том, что со смертью кончается только земное бытие человека.
Праздник Успения предваряет день осеннего равноденствия, на который приходится праздник Рождества Богородицы, поэтому с этим днём связывались представления о конце лета: "С Успения солнце засыпает". В этот день устраивали пиршества по поводу окончания жатвенной страды, варили пиво, пели песни, в которых славили окончание этой тяжёлой крестьянской работы. |
29 августа - Ореховый спас (Спас на полотне) скрыть текст
|
Третий спас - праздник православного календаря, установленный 16/29 августа. Отмечается Православной Церковью в память о перенесении в Константинополь из месопотамского города Едессы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа.
По древнему преданию, в этот день властитель Едессы Авгарь исцелился от проказы, приложившись к полотенцу, которым Иисус Христос отёр лицо и на котором отпечатался Его лик (нерукотворный образ), отсюда и название праздника - Спас на полотне, Спас нерукотворный, Спас на холсте, Холщовый Спас.
Русские люди довольно своеобразно интерпретировали этот церковный праздник. Они считали его очень благоприятным днём для торговли полотнами и холстами. Во многих сёлах, особенно тех, где было развито текстильное ремесло, устраивали ярмарки, на которые отовсюду везли ткани домашнего и кустарного производства. "Третий Спас - на зелёных горах холсты продают", - говорили про него нижегородские крестьяне. Считалось, что торговля ими в этот день будет очень прибыльной.
Кроме того, с этого дня разрешался сбор лесных орехов и можно было печь пироги из муки нового урожая. |
14 сентября - Семёнов день
21 сентября - Рождество Богородицы скрыть текст
|
Рождество Богородицы - двунадесятый праздник православного календаря, установленный 8/21 сентября в память о рожде нии Пресвятой Девы Марии.
Согласно христианской легенде, Дева Мария, Мать Иисуса Христа, была дочерью праведников Иоакима и Анны. Бог дал им Марию в глубокой старости в награду за их благочестие и долготерпение.
Рождество Богородицы в православной традиции считается началом приготовления мира к Спасению. В трепаре этого дня говорится: "Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву (т.е. проклятие), даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
Праздник Рождества Богородицы всегда был у русского народа одним из самых почитаемых. Русские крестьяне, следуя православной традиции, считали Богородицу, "святую и пренепорочную Приснодеву", заступницей перед Богом, "ходатаицей" и "молебницей" за людей во всех их нуждах.
В трудные минуты жизни они обращались к Ней за помощью:
"Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбях, но от бед избави нас, единая Чистая и Благословенная".
В праздник Рождества Богородицы все русские люди обязательно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось выполнять какие-либо работы.
Кроме того, почти по всей России в это время праздновали "оспожинки" - праздник сбора урожая: ходили друг к дугу в гости, тесть и тёща должны были принимать у себя молодожёнов.
В южнорусских губерниях было принято в этот день устраивать "осенины": девушки и женщины шли к реке, озеру, ручью "встречать осень", устраивали трапезу, главными блюдами которой были овсяный кисель и хлеб, пели песни, плясали, играли. Это была вторая встреча осени, первая приходилась на Второй Спас. |
27 сентября - Воздвижение скрыть текст
|
Воздвижение Животворящего Креста Господня - двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый 14/27 сентября.
В этот день Православная Церковь празднует обретение в начале 4 века Креста Господня св.Еленой, матерью византийского императора Константина, а также его последующее избавление от "персиянского плена" императором Ираклием в 7 веке.
По христианской легенде, римский император Константин попросил свою мать Елену отыскать крест, на котором был распят Иисус Христос, так как Бог Отец во время одной из битв Константина с неверными явил ему видение этого креста на небе с надписью "Сим победиша". Найти его было очень сложно, потому что в начале 2 века, при императоре Адриане, Голгофа и пещера, где был погребён Иисус Христос, были засыпаны землёй и завалены камнями, а на образовавшемся холме воздвигнуты храмы Юпитера и Венеры. После долгих расспросов Елена выяснила, что крест и Гроб Господень находятся под храмом Венеры. После того как разрушили храм и провели раскопки, в день Пасхи обнаружили три креста, четыре гвоздя, которыми был прибит Иисус Христос к кресту, и дощечку с надписью "Иисус Назорей, Царь Иудейский", сделанной по приказу наместника Иудеи Понтия Пилата. Было раскопано и место погребения Иисуса. Крест Иисуса Христа из трёх найденных опознали потому, что он был "животворящим": больная женщина, приложившаяся к нему, выздоровела, а умерший человек - воскрес. Желавших посмотреть на крест было очень много, и епископ поднимал его над толпой - "воздвигал". Елена передала крест в главный иерусалимский храм. В 335 году над пещерой Гроба Господня была построена церковь, освящённая 14/27 сентября.
В 614 году крест был захвачен персидским царём Хосровом II, напавшим на Иерусалим, но через несколько лет "освобощдён из персиянского плена" греческим императором Ираклием. В 631 году Ираклий на своих плечах принёс крест на Голгофу, где он и был воздвигнут на церковь Св. Гроба.
В этот день в русских деревнях обычно совершались крестные ходы, служились молебны о будущем урожае и выздоровлении больных. А также ставились обетные придорожные кресты и часовни, а на строящиеся церкви поднимались - "воздвигались" кресты.
День Воздвижения креста Господня воспринимался русскими крестьянами как день борьбы между светлыми и тёмными силами: чистое борется с нечистым, правда с ложью, Бог с дьяволом. Светлое начало побеждает тёмное с помощью честного и животворящего Креста. В этот важный день человек должен быть чистый перед Богом: должен думать о своих грехах и поститься. Пост по всей России считался обязательным: " Кто скороми на Воздвижьев день чурается, тому семь грехов прощается".

Воздвижение было также началом капустенских вечерок: "Воздвижение - капустницы, капусту рубить пора". Во многих местностях России нарядно одетые женщины ходили в этот день из дома в дом, поздравляя хозяев с началом капусток. Гостей угощали пирогами с капустой. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой" - говорит русская пословица. |
14 октября - Покров скрыть текст
|
Покров Пресвятой Богородицы - великий праздник православного календаря (1/14 октября). Он был установлен в царствование Льва III Исаврианина, жившего в первой половине 8 века, в память о чудесном явлении Богоматери у стен Царьграда, осаждённого сарацинами. В этот день Богоматерь спасла город от разорения, закрыв его своим покрывало м - покровом.
Покров считался русскими крестьянами днём перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима: "С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима", - а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы.
По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая с огорода. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в тёплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: "Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром". Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было ещё тепло.
На Покров хозяева окончательно расплачивались с нанятыми на лето работниками. В этот день возвращались с летних отхожих промыслов парни и мужики или, наоборот, уходили на заработки в города. К этому дню приурочивалось также начало женских работ по обработке льна. Девушки и женщины садились за прялки.
Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодёжи возможность выбрать брачную пару. В некоторых деревнях день Покрова рассматривался как девичий праздник, с которого начиналось время выбора женихов:
Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка,
Скоро, скоро заиграет
Милого тальяночка.
Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были варёные петухи. А взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: "Теперь девки будут женихов ждать".
Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом. По мнению учёных, образ христианской Божьей Матери соединился в народном сознании с древнейшими представлениями о женском божестве - покровительнице домашнего очага, великой помощнице девушек и женщин. |
4 декабря - Введение во храм
Выделенные красным цветом даты меняются год от года.
|
|